Ситуационное лидерство: почему гибкость стала главным навыком управленца

Алексей Фокин, старший преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, о том, как проверенные временем инструменты могут помочь руководителю в современном мире

Текущий 2025 год (и на этом все не остановится), с точки зрения персонала, приготовил для нас много интересного (дефицит, текучесть, снижение вовлеченности, повышенный уровень стресса, выгорание). Это трансформируется в вызовы для компаний и руководителей, противостоящих всем сложностям, связанных с текущей ситуацией на рынке труда… Уже сейчас управленец в своей команде может иметь и опытного эксперта из прагматичного поколения Х (1968-1981), и целеустремленных представителей поколения Y -миллениалов (1982-2001), а также многозадачных и технологичных зумеров — представителей поколения Z (1997-2010). Альфы (2011-2024) пока еще не так активны в поиске работы в виду их возраста, но пройдет один-два года, и мы будем иметь в своих командах все четыре поколения (не исключаем возможность поработать и с пятью поколениями)…

Добавим сюда разнообразие форматов работы с командами: формальные команды-отделы в офисе/компании, виртуальные команды (организованные под проект с лидером, не являющимся их формальным руководителем), распределенные команды на удаленке или гибридные. Это разнообразие делает нашу жизнь интересной и яркой, но при этом добавляет сложности в управлении столь непохожими людьми в очень разных ситуациях.

Вспомните начало пандемии и как мы пытались использовать привычные подходы, которые замечательно работали в общении с глазу-на-глаз, рассыпались о реалии удаленки — наша невербалика и интонация уже не так явственно считывалась, акценты расставлялись и понимались иначе, результаты уже не те. В офисе у нас обычно есть возможность быстро скорректировать ситуацию, а вот на удаленке уже так быстро в моменте не получается. Пандемия закончилась, а вот виртуальные команды, гибридный офис и удаленка осталась с нами, хоть и не повсеместно. Подобные ситуации вызывают у руководителей множество вопросов: Как взаимодействовать? Как проверять? Как повышать уровень вовлеченности? Множество вопросов, на которые, смею вас уверить, ответ есть.

Почему без гибкости не выжить в управлении

Ответом на эти (да и многие другие) вызовы современного мира — развитие своей гибкости и адаптивности. РосЭксперт в своем исследовании «Кто будет управлять бизнесом в России в 2026 году», выделяет компетенцию «гибкость и адаптивность» в 2023 году как самую востребованную, а в 2026 году не теряющую своей актуальности и входящую в топ-5 обязательных компетенций для каждого руководителя.

Полностью текст статьи читайте на РБК

Алексей Фокин: Старший преподаватель Центра корпоративного обучения Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Более 20 лет опыта в бизнес-образовании, эксперт в области лидерства, кросс-функционального взаимодействия и бизнес-коммуникаций, преподаватель soft skills в МВА Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ


Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Related Post

Развитие отечественного автопромаРазвитие отечественного автопрома

Российский автопром на текущий момент времени демонстрирует последовательное развитие, несмотря на вызовы последних лет и негативное влияние санкционных решений стран Запада. Многие отечественные автопроизводители активно работают над расширением модельно

МегаФон стал партнером федерального благотворительного проекта Совкомбанка «Технологии добра»МегаФон стал партнером федерального благотворительного проекта Совкомбанка «Технологии добра»

МегаФон и Совкомбанк договорились о партнерстве в рамках платформы «Технологии добра», благотворительного проекта цифровой и инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций (НКО).

Пользовательское соглашение

Опубликовать