Состоялось заседание Комитета по тарифам, взаимодействию с естественными монополиями и энергетической политике Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области.
В мероприятии, проведенном председателем Комитета, членом Правления СПП, заместителем председателя Законодательного Собрания Челябинской области Павлом Киселевым, приняли участие: исполнительный директор СПП, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, заместитель Губернатора Челябинской области Татьяна Кучиц, министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Антон Дрыга, координатор СПП в Челябинской областной Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Сергей Комяков, генеральный директор ООО «Ремонтно-механическое предприятие» Леонид Урмашов, представители ПАО «Россети Урал», НПРО «Урал», «Форвард Энерго», АО «СО ЕЭС России».
Собравшиеся обсудили актуальные вопросы энергетики региона. Открывая заседание, Павел Киселев отметил, что «поскольку отрасль относится к инфраструктуре, она четко коррелирует с ситуацией в реальном секторе экономики». По данным Челябинскстата, по итогам 7 месяцев этого года в сравнении с аналогичным показателем 2024 года индекс промышленного производства в Челябинской области снизился на 5%.
По информации директора Челябинского филиала РДУ АО «СО ЕЭС России» Павла Пивоварова, за 8 месяцев с начала года потребление электроэнергии сократилось на 4,3%. В отраслевом разрезе, за 7 месяцев, в металлургии снижение составило 5,9%, в машиностроении – на 6,6%, в добывающей отрасли – на 0,8%, в сельском хозяйстве – на 10%. Согласно показателям «год к году», энергопотребление выглядит следующим образом: в 2021 г. в сравнении с 2020 г. зафиксирован рост – на 3,7%, в 2022 г. – снижение на 0,8%, в 2023 г. – увеличение на 4,5%, а в 2024г. – снова минус на 0,8%.
Глава Комитета Павел Киселев рассказал о дискуссии, которая давно существует в руководстве энергетической отрасли, обостряясь в период спада экономических показателей. Речь идет о том, что нынешняя модель развития энергетики России изначально создавалась под несколько условий, в числе которых: избыточное предложение оборудования, избыточный капитал или источники инвестиций. Сейчас эту систему нужно адаптировать к ограничениям сегодняшнего дня и по поставкам оборудования и по финансированию проектов.
«Возможно, настало время актуализировать подход к оценке старой и новой генерации. Если ранее считалось что новая высокоэффективная генерация заведомо лучше старой, то сейчас практика показывает, что продление ресурса существующих мощностей порой выгоднее, даже если их техническая эффективность и готовность ниже. В современных условиях ограничения ресурсов необходимо искать новый баланс между безусловным обеспечением энергией планируемых производственных проектов и встречными обязательствами инвесторов по их реализации. Если сохранять нынешнюю логику по которой каждый новый объект должен быть обеспечен энергией без оглядки на реальность, то это может привести либо к снижению надежности всей энергосистемы, либо к перекладыванию рисков и дополнительных затрат на существующих потребителей», – процитировал глава Комитета председателя Правления Системного оператора единой энергетической системы Федора Опадчего.
Собравшиеся обменялись мнениями, как будут компенсироваться затраты энергокомпаний на инвестиционные обязательства на реализуемые ими проекты по обновлению и модернизации оборудования.
По мнению Татьяны Кучиц у энергетиков возникнет необходимость привлечения заемных средств для обслуживания ранее привлеченных кредитов по существующей высокой ставке. При этом затраты на инвестиции в 2025 г. при тарифном регулировании будут учитываться только в 2027 г.
Заместитель главного инженера по технологическому развитию и инновациям «Россети-Урал» – «Челябэнерго» Сергей Годунов отметил, что ситуация с недофинансированием технологических присоединений сложная. Суммы недофинансирования большие и скорее всего, будет разработана программа тотального снижения расходов по всем статьям. Даже при небольшом снижении полезного отпуска электроэнергии энергокомпания ощущает реакцию по снижению расходов.
При этом, собственная заводская генерация имеет тенденцию к наращиванию и происходит снижение потребления у сетевой компании. Больше энергии стали вырабатывать энергомощности АЗ «Урал», ЧЭМК, ЮКГ и других предприятий.
Подводя итоги обсуждения, Павел Киселев отметил, что «у энергетической отрасли нет реальных механизмов выживания, поскольку, в отличии от металлургии энергетики не могут работать на склад». Лаг в 2 года для компенсации выпадающих расходов может нанести заметный ущерб экономики энергокомпаний. Он также предложил проанализировать возможности и ресурсы СПП и субъекта РФ с точки зрения полномочий, чтобы повлиять на ситуацию.
«Энергетика и промышленность тесно связаны друг с другом, поэтому мы и наблюдаем цепную реакцию падения экономических показателей сначала в реальном секторе экономики, а потом и в ТЭК. Что касается механизмов отраслевой поддержки, в частности, энергоотрасли, то это вопрос не простой и требует серьезной проработки. При этом, я разделяю точку зрения многих моих коллег – производственников: лучшей поддержкой является прекращения подавления спроса в экономике с помощью высокой ключевой ставки и запретительных ставок по кредитам. Будем надеяться, что совсем скоро Банк России снизит ключевую ставку, и экономика снова начнет расти», – прокомментировал итоги заседания исполнительный директор СПП, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

Комментариев пока нет.