КБГУ готовит будущих педагогов и психологов со школьной скамьи: интервью с Ольгой Михайленко

КБГУ готовит будущих педагогов и психологов со школьной скамьи: интервью с Ольгой Михайленко

Директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, руководитель Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии образования Ольга Михайленко рассказала о важной инициативе КБГУ, направленной на подготовку будущих педагогов и психологов.

Университет открыл специализированные классы психолого-педагогической направленности в школах республики, которые призваны обеспечить углубленное изучение профильных дисциплин, познакомить школьников с основами педагогики и психологии, а также помочь им определиться с будущей профессией.

Об интеграции теоретических знаний и практических навыков, а также о важности индивидуального подхода к каждому учащемуся для эффективного формирования будущих педагогов – в интервью с Ольгой Ивановной.

— Какую модель организации педагогического класса Вы рекомендуете выбрать?

— Выбор оптимальной модели организации педкласса зависит от целей, ресурсов школы, партнерских возможностей и возраста учащихся. Наиболее перспективная сетевая модель (даже в упрощенном виде) с педагогическим вузом или колледжем. Это дает доступ к экспертизе, ресурсам, серьезной практике и реальной профориентации, повышает престиж класса. Если вуз недоступен — развитая внутришкольная модель с сильным компонентом практики на базе своей и соседних школ/садов, привлечением внешних экспертов (учителя-методисты, психологи центра), использованием онлайн-ресурсов педвузов.

Важно то, что независимо от модели, ключ к успеху – увлеченные педагоги-кураторы, системная практика и создание поддерживающей среды, где ценят выбор педагогической профессии. Необходимо уделить внимание не только знаниям, но и развитию «мягких навыков»: коммуникации, эмпатии, креативности, стрессоустойчивости.

Суть сетевой модели заключается в подписании договора между школой и вузом/колледжем. Программа формируется совместно, а значительная часть спецкурсов и практики проходит на базе вуза/колледжа или под их руководством.

— Как определить, кто из учителей станет куратором?

— Выбор куратора педагогического класса — ключевой фактор успеха. Это должен быть не просто учитель-предметник, а мотиватор, наставник, организатор. Чтобы определить подходящего кандидата, необходимо оценить его личностные качества и компетенции. Важно, чтобы будущий куратор проявлял искренний интерес к педагогике как науке и практике, демонстрировал высокий уровень коммуникации и эмпатии, обладал организаторскими способностями, лидерским потенциалом и авторитетом, гибкостью и креативностью в подходе к детям; был готов к наставничеству, позитивно относился к профессии учителя; склонен к открытости и рефлексии.

— На что следует опираться при составлении учебной программы?

— Брать во внимание необходимо как четкую методологическую базу, так и практико-ориентированные принципы. Оценивая потребности целевой аудитории, нужно ориентироваться на запросы учащихся, проводя анкетирования и интервью об их ожиданиях, страхах, интересах в педагогике, а также обращать внимание на их возрастные особенности. Например, в 8-9 классах акцент должен делаться на профориентацию, игры, тренинги, пробы. Уже в 10-11 классах ракурс смещается на углубленную теорию, практику, подготовку к ЕГЭ по профильным предметам.

Большое значение уделяется ресурсной базе, к которой мы относим партнерские отношения с педагогическими вузами, колледжами, базовыми школами для практики, центрами повышения квалификации учителей; цифровые инструменты (платформы для симуляции уроков, онлайн-курсы), а также людей: учителей-наставников, психологов, студентов-тьюторов из педвузов.

Среди критериев оценки результатов важны не только фактические знания, полученные школьниками в ходе освоения программы, но и их умение применять теорию на практике, итоговое портфолио (конспекты занятий, отзывы с практики, сертификаты), динамика развития soft skills (через диагностику, опросники), защита педагогического проекта (организация мероприятия, методическая разработка).

— Приведите пример мероприятия или проекта психолого-педагогического класса, который Вас вдохновляет.

— Хочу посоветовать Всероссийский образовательный проект «Мастерские роста», а также тренинги личностного роста, проводимые командой сотрудников и студентов института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова:

Полная версия интервью доступна по ссылке на платформе Российской академии образования.


Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Related Post

Эксперт рассказал, как снизить стоимость при покупке недвижимостиЭксперт рассказал, как снизить стоимость при покупке недвижимости

Один из мифов при покупке недвижимости, который можно встретить до сих пор –– страх выбрать квартиру, расположенную на 13-м этаже.

Пользовательское соглашение

Опубликовать