Дефицит навыков выпускников вузов — исследование Высшей школы бизнеса ВШЭ

Исследовательский семинар «Дефицит навыков глазами выпускников, или чему (не) учат в вузе?» состоялся в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ. Об этом сообщает РБК

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.* Эмпирической базой стали данные, полученные в ходе Федерального статистического выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2016-2020 года (Росстат, апрель-сентябрь 2021 г.) Всего было опрошено 21526 человек, подвыборка для целей исследования, включающая трудоустроенных респондентов с высшим образованием, составила 9684 человек. Выпускники вузов ответили на вопросы о том, каких же навыков — мягких или жестких — им не хватало на первом рабочем месте сразу после окончания вуза. Авторский коллектив исследования: Е.Я. Варшавская, В.И. Кабалина, У.С. Повербных.

Тема низкой удовлетворенности работодателей качеством выпускников часто возникает в пространстве общественной дискуссии. Однако в данном случае специалисты ВШБ взялись проанализировать разрыв между имеющимися навыками и требованиями к ним с точки зрения самих выпускников — молодых специалистов. Опрос позволил узнать, как ситуацию видят они. Респондентам предложили на выбор перечень из 19 навыков — 8 жестких, 10 мягких и категорию «иное», расположенных в случайном порядке. Участники опроса могли выбрать не более семи пунктов, оценивая предложенные из списка умения и навыки как недостаточные и дефицитные для выполнения первой работы успешно и качественно. 

«Данные, полученные на основе субъективных оценок являются более точным предиктором трудового поведения, чем те, которые можно получить на основе прямых специальных замеров (например, с помощью тестов). Если человек уверен, что он — высококвалифицированный специалист, он будет действовать исходя именно из этой своей субъективной самооценки. В вопросах, связанных с прогнозированием трудового поведения, метод самооценки вполне оправдан», — подчеркивает один из авторов исследования Елена Варшавская, профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ.

Согласно полученным результатам, выпускники разделились на практически равные группы: 25,3% испытывают дефицит только жестких навыков, 28,2% опрошенных не хватает исключительно мягких навыков, а 34,5 % считают, что им нужно подтянуть и те, и другие; 12% выбрали только категорию «иное».

При этом, выбирая из 19 позиций конкретные навыки, респонденты чаще всего отметили как дефицитные «профессиональные технические навыки» — 26,4% выпускников считают, что владеют ими не в полной мере. Второе место занял мягкий навык «стрессоустойчивость» — её недостаток отметили 21,7% респондентов. За ним следует навык использования профессиональной документации — 20,8% молодых специалистов считают, что недостаточно компетентны в этом. Кроме стрессоустойчивости в число часто называемых как дефицитные входят такие мягкие навыки как умение брать на себя ответственность и работать в режиме многозадачности. Каждый из них назвали как недостаточный 17% выпускников. Меньше всего сложностей, по мнению опрошенных, они испытывают с умением соблюдать трудовую дисциплину (5,6%), инициативностью и способностью к предпринимательству (5%) и способностью к обучению (3%). 

Показательно, подчеркивает Елена Варшавская, что дефицит жестких навыков ощущают сильнее те, кто после вуза пошел работать по специальности, хотя можно было бы ожидать их большей уверенности в наличии соответствующих знаний и квалификаций по сравнению с сверстниками, не работающими по специальности.

О недостатке жестких навыков говорят, преимущественно, молодые специалисты, работающие в таких отраслях как: промышленность, строительство, транспорт и связь, а также получившие образование по массовым направлениям обучения (например, инженерно-техническим и экономическим специальностям).

«Результаты исследования заставляют задуматься: насколько оптимальны программы высшего образования относительно обучения общим и специальным компетенциям? Сейчас очень популярно вводить дисциплины по развитию мягких навыков, которые, безусловно, необходимы и ценны. Но соблюден ли оптимум? Не преподаются ли они в ущерб основным профессиональным компетенциям выпускников?» — говорит Елена Варшавская. 

Представленные данные вызвали оживленную дискуссию, в которой приняли участие исследователи, представители вузов и бизнеса. Участники встречи подчеркнули, что высшая школа и работодатель вместе ответственны за подготовку квалифицированных кадров, и очевидно, что будущее за партнерскими программами, в которых бизнес будет принимать активное неформальное участие, вовлекая студентов к решению реальных задач.

*Исследование подготовлено в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения: 075-15-2022-325).     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Владельцы банковских карт стали чаще становиться жертвами мошенников в интернетеВладельцы банковских карт стали чаще становиться жертвами мошенников в интернете

«АльфаСтрахование» провела анализ убытков по банковским картам за последний год и сравнительный анализ с предыдущими годами и выяснила, что растет количество случаев, связанных с оплатой услуг на мошеннических сайтах и

Растяжки. Методы лечения. Вакуумный массаж от растяжекРастяжки. Методы лечения. Вакуумный массаж от растяжек

Стремительный набор веса при беременности или гормональном нарушении работы организма способствует чрезмерному увеличению нагрузки на кожу. Под напором такого давления некоторый участки кожного покрова не выдерживают натиска и рвутся изнутри.

Примсоцбанк приглашает студентов ВВГУ на экскурсииПримсоцбанк приглашает студентов ВВГУ на экскурсии

С апреля сотрудники банка провели уже 4 экскурсии для 50 студентов 2 и 3 курса Владивостокского Государственного Университета специальности «Финансы и кредит»

level: 4