Инвестиции в российский туризм: почему это актуально

Инвестиции в российский туризм: почему это актуально

2020 год стал переломным для российского туризма: в связи с охватившей мир пандемией коронавируса и закрытием государственных границ россияне не смогли улететь в запланированные отпуска. Стимулирование интереса к российским курортам и возможность отправиться на отдых летом и осенью прошлого года не дали игрокам туристического рынка получить доход, сопоставимый с выручкой за тот же период в 2019. Тем не менее, в этом году туристическая отрасль адаптировалась к новой реальности и готовится к усилению потока туристов. Александр Першиков, основатель международного маркетплейса аренды автомобилей по доступным ценам GetRentacar.com, рассказывает, что происходит с отечественным туризмом сегодня и почему в эту сферу стоит инвестировать уже сейчас.

Что происходит в российском туризме сегодня

Туризм в России переживает расцвет: несмотря на сохраняющееся пандемийное состояние и снижение доходов населения, туристический бизнес активно готовится к старту нового сезона и ожидает большой наплыв клиентов. Связано это не только с закрытыми границами многих государств, куда россияне традиционно отправлялись отдыхать, но и с активным государственным стимулированием бизнеса. Так, на рост количества туристов повлияла программа кэшбека, реализуемая совместно с платежной системой «Мир». Для того, чтобы ей воспользоваться, необходимо зарегистрировать карту «Мир» любого банка в программе лояльности, выбрать и оплатить тур на сайте мирпутешествий.рф. Если все условия программы (длительность проживания, покупка путешествия у партнера акции) соблюдены, то турист получит 20% суммы в виде кэшбека: деньги будут зачислены на карту в течение 5 рабочих дней. Максимальная сумма выплаты — 20 000 рублей.

По данным Ростуризма, в течение третьего этапа реализации программы туров с кэшбеков туры на сумму 4,5 млрд рублей, а вернуть смогли около 800 млн рублей суммарно. Зарина Догузова, руководитель Ростуризма, отмечает, что наиболее популярны туры в южные регионы России, Москву, Санкт-Петербург, Калининград и область, Алтайский край, Татарстан. Представители Министерства культуры и туризма Калининградской области прогнозируют, что летом 2021 года в регионе будут раскуплены все места в отелях и домах отдыха. Повлияли на популярность Калининграда как программа кэшбека, так и финансирование туристического бизнеса из средств федерального и регионального бюджетов.

«Если говорить о жителях регионов Центральной России, то для них Калининград — идеальное место для отдыха, — говорит Александр Першиков. — Кроме того, что в регионе созданы условия для разных видов туризма: событийного, лечебно-оздоровительного, сюда можно без труда добраться на самолете, а по области легко передвигаться на машине. Клиенты GetRenraCar.com проявляют интерес к этому региону, что видно по увеличению количества забронированных авто».

Россияне стали проявлять интерес к автотуризму: благодаря строительству Крымского моста в 2020 году более 60% отдыхающих приехали в Крым на машинах. По словам министра курортов и туризма региона Вадима Волченко, Крым активно работает над улучшением дорожной сети и выстраиванием инфраструктуры, которая привлечет автомобилистов. «Действительно, уже сейчас мы наблюдаем интерес к Крыму у своих клиентов: они бронируют автомобили для аренды в Севастополе, чтобы путешествовать по полуострову самостоятельно. Это бюджетный отдых, который позволяет выбирать локации в соответствии с потребностями и интересами и своевременно корректировать маршрут», — Александр Першиков, основатель международного маркетплейса аренды автомобилей по доступным ценам GetRentacar.com

Проблемы туристического бизнеса в России

Даже с учетом мер государственного стимулирования и развитием сфер отдыха и туризма в России, туристический бизнес все еще испытывает проблемы. По словам туроператоров, стоимость многих туров подорожала: отели, дома отдыха, санатории и оздоровительные центры стремятся сохранить заявленный уровень комфорта и качества при повышении цен, а также не уйти в минус, в связи с чем цены на отдых в разных регионах поднялись в среднем на 10-20%. Впрочем, если туристы покупают туры по программе кэшбека, то возвращенная на их счет сумма компенсирует затраты.

«Отличный способ сэкономить на путешествии — это выстроить его самостоятельно, — говорит Александр Першиков. Бюджет на аренду машины и ночевку в кемпинге значительно ниже, чем затраты на оплату тура». Стоит отметить, что запрос на самостоятельные путешествия у россиян растет. Как сообщает аналитическое агентство АВТОСТАТ, за прошедшие 10 лет парк легковых автомобилей россиян вырос с 30 млн до 43 млн. Владельцы авто склонны отправляться на нем в отпуск: так, в 2020 году агентство провело опрос среди автовладельцев, показавший, что более половины из них планирует отправиться в автопутешествие по России. «В автопутешествия ездят не только на своих автомобилях, но и на арендованных, — добавляет Александр Першиков. — Связано это с тем, что человек может иметь легковую машину, а в отпуске ездить на внедорожнике, или же путешествовать на автомобиле за пределами региона проживания. Например, он добирается до Сочи на самолете, арендует у нас авто и путешествует уже на нем». При этом, согласно исследованию РБК, в стране пока создано около 50 качественно оборудованных кемпингов — это очень мало.

По мнению Александра Першикова, это точка роста для бизнеса и сфера, в которую сегодня стоит инвестировать:

— Система сервиса для автопутешественников пока развита слабо: в частности, в России немного комфортных отелей около автомагистралей, не хватает кафе и ресторанов. Бесспорно, турист может купить сэндвич на заправке или озаботиться перекусом заранее, а переночевать в машине, но на такое готов далеко не каждый. Если мы говорим о путешественниках, настроенных на отдых в сегментах «выше среднего» и премиум, то для них такой уровень сервиса будет дискомфортным. Кроме того, семейным путешественникам также необходимы условия для комфортного размещения, а также специальные зоны для детей. Поэтому пока государство вкладывается в ремонт и строительство дорог, бизнес может вкладывать деньги в развитие придорожной инфраструктуры.

Получается, что пока автотуризм становится едва ли не ведущим видом туризма в России, отсутствие развитой инфраструктуры — это идеальная база для инвестиций в проекты, ориентированные на реализацию потребностей автотуристов.

Автомобильный туризм в России

В конце декабря прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о развитии автотуризма в России: в частности, он предполагает введение мер по обеспечению автомагистралей инфраструктурными объектами. Общенациональная ассоциация автомототуризма уже предложила шесть туристических маршрутов, которые могут войти в Стратегию развития туризма до 2035 года — а это значит, что именно они станут точками привлечения инвестиций в ближайшие годы, — считает Александр Першиков.

— Если говорить об инвестировании в инфраструктурные проекты, то необходимо понимать, что бизнесу предстоит активная работа с властями конкретных регионов, и сотрудничать всегда стоит с теми, кто заинтересован в развитии туризма. Например, если речь идет о Крыме, который сейчас развивается и привлекает туристов, то здесь власти и бизнесу найти точки соприкосновения будет нетрудно. Регионы Урала и Сибири также готовы работать с инвесторами, но здесь дело обстоит немного сложнее: довольно дорогие авиабилеты мешают туристам из Центральной России более массово ездить, например, в горные районы Алтайского края и Республики Алтай. Впрочем, стоит делать ставку и на внутрирегиональный туризм, предлагая жителям этих регионов новые маршруты и развитую инфраструктуру.

Что стоит строить и во что инвестировать?

— Безусловно, развитие инфраструктуры должно работать на потребителей с разным уровнем дохода и разным семейным положением. На мой взгляд, стоит начать с строительства кемпингов с оборудованными детскими площадками, комфортными автостоянками, магазинами и кафе. Оптимальные места для реализации таких проектов — Карелия, Приэльбрусье, горные районы на Урале и в Сибири. Здесь уже сформирована туристическая инфраструктура, существует стабильный поток отдыхающих, поэтому лучшее, что можно сделать — усовершенствовать имеющееся и увеличить количество туристов.

Другое направление для инвестиций — приморские регионы. Повторюсь, это Крым, где стоит строить не только кемпинги, но и гостевые дома, отели, хостелы, создавать инфраструктуру в целом. Заходить в республику стоит гостинично-ресторанному бизнесу. В Сочи, Краснодарском крае имеет смысл развивать инфраструктуру для туристов со средним уровнем дохода, так как жилье в этих регионах довольно дорого: бюджетные хостелы, отели и кемпинги привлекут автотуристов. 

С точки зрения развития автомобильного туризма необходимы инвестиции в придорожную инфраструктуру — это строительство кемпингов и отелей неподалеку от основных магистралей, развитие сетей общественного питания. Как сообщал в 2020 году Росавтодор, на территории страны имеется около 14 000 объектов дорожного сервиса, но они неравномерно распределены по маршрутам следования путешественников и сосредоточены в основном вокруг крупных автомагистралей и построены точечно: автозаправки, кафе и отели находятся не в одном комплексе, а на расстоянии друг от друга. Неудобная схема размещения инфраструктурных объектов — еще одна точка притяжения инвестиций в комплексные проекты, которыми планируют заниматься Ростуризм и Росавтодор. Обратить внимание стоит на строительство кемпингов и магазинов, точек общественного питания вблизи автодорог, ведущих к удаленным от автомагистралей локациям. Например, это дороги, соединяющие небольшие населенные пункты в Карелии и удаленные от трасс Е-105 и А-119. В таких местах можно, в том числе, продавать сувениры, предлагать экскурсии и рекламировать отели, в которых туристы могут остановиться, — резюмирует Александр Першиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Аутстаффинг персонала - это возможность сосредоточиться на бизнесе

Аутстаффинг персонала — это возможность сосредоточиться на бизнесеАутстаффинг персонала — это возможность сосредоточиться на бизнесе

За рубежом такое понятие как аутстаффинг широко распространено. Множество компаний на Западе, в том числе самые крупные, отдают предпочтение этой схеме взаимодействия с персоналом. В нашей стране аутстаффинг пока только

Банк ЗЕНИТ запускает курс финансовой грамотности для многодетных семей

Банк ЗЕНИТ запускает курс финансовой грамотности для многодетных семейБанк ЗЕНИТ запускает курс финансовой грамотности для многодетных семей

Курс проходит в онлайн-формате и включает 4 блока длительностью 20 минут. Обучение организовано в три потока и продлится до 12 декабря. Участники курса, успешно прошедшие итоговое тестирование, смогут принять участие в розыгрыше подарков